25 августа 2015

Потерянное время

Потерянное время

Давайте раскроем тему опозданий. Это всего лишь маленький ручей, который со временем может перерасти в полноводную реку, которая бурлящим потоком начнет ежедневно разрушать все выстроенные раннее бизнес-процессы. Давно известно, что формула успеха выглядит следующим образом: успех = знания + дисциплина. И могу сказать, что формула весьма эффективна. И если с навыками и знаниями все понятно…ну, по крайней мере, где их черпать, то с дисциплиной все не так-то просто.

Что такое дисциплина – это организованность действий. И, кажется, все просто, но как организовать сотрудников в компании. Как добиться хотя бы того, чтобы персонал вовремя приходил на работу и исключить опоздания.

И на что только не идут HR-менеджеры, чтобы решить эту проблему.

Наказание деньгами - это одно из самых распространенных воздействий на персонал. Безусловно, вычеты из заработной платы даже незначительной суммы является неприятным последствием позднего прихода на работу. Основная группа, на которую имеет воздействие данный способ - это безответственные, малоэффективные и ленивые сотрудники.

Давайте представим, что у вас работает трудолюбивый и ценный кадр, который опаздывает намеренно, поэтому только под угрозой вычета из зарплаты собирает в кулак все свои волевые качества и начинает ездить вовремя на работу. Конечно, это не так. Как правило, опоздания - это результат сбоя в системе, где под системой я имею ввиду ежедневные сборы на работу. Когда выверено каждое наше действие. Будильник звенит в 6.20, потом в 6.30 и только в 6.40 немыслимые силы заставляют нас встать с кровати. Потом водные процедуры, быстро одеваемся, и мы уже бежим на остановку, где ровно в 7.30 уезжает наш автобус. И вот незадача, понимаем, что забыли дома телефон. Вот он…тот самый сбой в системе, который приведет к штрафам.

Так что мне сложно назвать демотивацию в виде вычетов из дохода персонала – эффективным способом борьбы с опозданиями. Тем более, что не нужно забывать о главном, мы приходим на работу для достижения результата, а не ради процесса.

А как вы смотрите на метод борьбы с опозданием, когда время прихода сотрудников должно быть прямо пропорционально времени ухода?! Интересный подход, не более того. Давайте представим, что вы опоздали на 30 минут, соответственно уйти с работы вы сможете на 30 минут позже. И вот рабочий день близится к концу, а ваши более дисциплинированные коллеги собираются домой. Ну а вам придется платить за утренний сбой системы и «досиживать» 30 минут. Обычно именно так это происходит. И, тяжело вздыхая с грустью, констатируете, что не можете сейчас покинуть рабочее место, так как опоздали утром. И чем же вы занимаетесь в эти минуты «наказанья»? Чтением всяких интересных статей в интернете, а может просто начинаете листать журнальчик, или решили наконец-то помыть кружку, так как весь день не было на это времени. Одним словом, вы заняты всем, чем угодно, только не работой. Так какова же тогда цель данной методики борьбы с опозданиями? Неожиданный сбой снова вынудит нас опоздать, а эти минуты переработки будут совсем не эффективны. Именно поэтому я говорю о том, что это всего лишь интересный подход.

Но особенно меня удивляет предложения компаний, которые готовы платить за своевременный приход на рабочее место. Это же нонсенс. Приходить своевременно на работу - прямая обязанность сотрудника. Это те вещи, которые не требуют дополнительной мотивации. А знаете почему поощрение сотрудников только лишь финансами не эффективно. Потому что материальная мотивация в определенный момент начинает восприниматься как должное и входит в привычку.

Но это не самое страшное, мне приходилось наблюдать и вовсе контрпродуктивный метод. Ежемесячный лист «позора» с опоздавшими. Регулярно на всех сотрудников рассылается письмо с укоризной и списком фамилий тех людей, которые не успели в установленное время явиться на работу. Причем в этом списке могли оказаться кто угодно. Руководители, передовики производства и заслуженные работники. Как мы выяснили ранее, сбой мог произойти с кем угодно. И вот незадача. Невыполнения плана и производственных показателей, а так же халатное отношение к работе - не является таким серьезным преступлением, по мнению работодателя. В то время, как задержка на минуту влечет общественное порицание.

К чему может привести этот способ борьбы с опозданием?

Во-первых, внося в данный список фамилию руководителей, его авторитет автоматически подрывается.

Во-вторых, кроме обиды и недопонимания сотрудники больше ничего не вынесут из этого урока.

Как же тогда бороться с опозданием, спросите вы. Это, конечно, непростой вопрос, на который я тоже пока не нашла уникального рецепта. Но поделюсь своими мыслями на этот счет.

В решении любого вопроса я привыкла проецировать ситуацию на себя. И вот подумала, а что меня заставляет каждое утро быстро собираться, застегивая пальто уже в лифте, спешить на работу. Конечно, моя сознательность, любовь к тому делу, которым я занимаюсь и желание быть примером для своих подчиненных. Это дает мне право отнести себя к самостоятельным и дисциплинированным сотрудникам. Таким образом, могу ориентироваться на собственную персону в вопросе мотивации среднестатистического работника.

Поэтому могу сказать, что мотивирует меня, конечно, желание качественно выполнять свою работу и отсутствие замечаний со стороны руководителя. Который, безусловно, является для меня авторитетом. И больше всего мне не хотелось бы его разочаровать или подвести. В связи с этим, для меня эффективное решение борьбы с опозданием - это комплексные меры, направленные на поднятие авторитета каждого руководителя структурного подразделения для его сотрудников. Отсутствие какого-либо компрометирующего действия со стороны Компании по отношению к управленцам разного уровня.

А что же делать, когда все-таки ваш сотрудник опоздал на работу? Конечно, принять меры, но они должны в полной мере соответствовать проступку. Если эти задержки не являются регулярными, а всего лишь «сбоем», ориентируйтесь на результат, которого должен достигнуть сотрудник на текущий день. И если показатели не пострадали, наверно, можно простить опоздавшему эти минуты, которые он отсутствовал на работе.

Главное помнить, мы все люди, а значит сбой может произойти у каждого из нас.

Автор: Сатторова Юлия, руководитель HR департамента Major Cargo Service.

← Назад к списку статей