15 августа 2016

Дружба с руководителем: за и против

Дружба с руководителем: за и против

Мы проводим существенную часть нашей жизни на работе, а лица коллег и начальства видим более 40 часов в неделю. Многие из нас хоть раз задумывались о том, что работать с другом проще и лучше, ведь он понимает все с полуслова и никогда не подведет. Но не мешают ли близкие отношения, особенно с руководителем, эффективному выполнению обязанностей и вашей работе в общем?

Друг предложил вам работу

Итак, друг предложил вам работу. С одной стороны, совместная работа с другом-начальником нередко становится трамплином к головокружительному успеху, с другой — личные отношения на работе могут превратить друзей в настоящих врагов. Во всех случаях, работа под крылом друга — это испытание.

Есть много плюсов дружбы с начальником: отсутствие необходимости в собеседовании и испытательном сроке, карьерный рост — как само собой разумеющееся, за прогул никто не уволит, и отпуск можно взять в любое время. С другой стороны, важно помнить и о возможных минусах. Это может быть сверхурочная работа, которую вам придется делать «по дружбе», дополнительные обязательства — потому что на вас можно положиться, несвоевременная оплата труда («подожди, дружище — ты же видишь, проблемы у нас»). Так же вас будет ждать нелюбовь коллег — устроенный «по блату» сотрудник в редких случаях может стать «своим парнем» в коллективе.

Полезные советы

Конечно, если разумно разграничивать службу и дружбу, то вполне можно избежать большинства проблем. Но для этого нужно соблюдать несколько правил:

  1. Не злоупотребляйте демонстрацией своего особого статуса и отношений с руководителем в коллективе;

  2. Заранее договоритесь с другом-боссом о границах субординации;

  3. Разграничьте общение: обсуждайте рабочие моменты в офисе, а семейные и дружеские — в неформальной обстановке;

  4. Помните о нормах дисциплины и о своих обязанностях;

  5. Работайте на свою репутацию.

Самое главное — тщательно взвесьте плюсы и минусы такого предложения до того, как согласиться. Может быть, лучшим вариантом станет отказ, чем возможная вражда и полный разрыв отношений в будущем.

Стоит ли дружить с начальником

«Хорошо устроился!», «Подлизался!» — а что вы готовы терпеть ради дружбы с начальником? В коллективе в большинстве случаев неоднозначно воспринимают отношения между руководителем и подчиненным, если они выходят за рамки деловых, особенно если друзья разнополые. Однако ситуация, когда отношения между шефом и сотрудником перетекают в дружеские — не редкость. Как правило, кончается это одним из четырех классических вариантов развития событий:

  1. Сотрудника, пренебрегающего правилами субординации, увольняют;

  2. Начальник, понимая, что сотрудник переходит границы, исключает все возможности для близких отношений. Сотрудник, потеряв статус «приближенного к шефу», увольняется сам;

  3. В лице сотрудника начальник получает реального помощника и ответственного работника;

  4. Приятельские отношения приводят к непониманию, обидам, склокам и настоящей «междоусобице».

Если вы подружились с начальником, это дает вам определенные преимущества. К вашему мнению прислушиваются, а все ваши идеи скорее всего поддержат, вы можете узнать нужную информацию даже в нерабочее время. Кроме того, ваш «тыл» надежно защищен — вы можете рассчитывать на поддержку и понимание в случае форс-мажоров.

Нельзя забывать и о минусах дружбы: возможно, вы станете менее ответственно относиться к работе, вам будет неловко подчиняться начальнику (соответственно, шеф будет чувствовать неловкость, что-либо приказывая вам), вас могут попросить поработать в праздник или перенести отпуск. Коллеги могут вам завидовать, начать воспринимать вас как «глаза и уши шефа» или начать использовать вас как человека, который может замолвить за них словечко. А если в компании наступят действительно тяжелые времена, то бросив друга-шефа в беде вы автоматически становитесь предателем. Даже если у вас «семеро по лавкам», и ждать стабильности компании вы не можете.

Полезные советы

Если терять работу вы не хотите, а друга (кем бы он ни был) — тем более, то нужно придерживаться правил, которые помогут вам сохранить необходимое равновесие:

  1. Четко разделяйте деловые интересы и личные. Как только вы зашли в офис, забудьте, что это ваш друг. Это касается и вашего эмоционального состояния: когда выговор делает начальник — это обидно, когда выговор делает друг-начальник — это обидно вдвойне. Держите себя в руках, и не позволяйте вашим эмоциям вами руководить;

  2. Не допускайте перехода на личности, фамильярности, держите необходимую дистанцию. В стенах офиса обращайтесь к шефу только на «вы». Даже, если вам предложили обращаться на «ты»;

  3. По возможности, держите свои дружеские отношения с шефом в секрете от остальных сотрудников. Чем меньше они об этом знают, тем меньше врагов вы наживете;

  4. Все спорные вопросы решайте только в кабинете начальства, вне глаз других сотрудников. Не обсуждайте с коллегами личную жизнь начальства.

Одним словом, субординация позволяет сохранить тот порядок, который предполагает комфортное сосуществование в коллективе всех сторон. У каждого есть свой статус и своя ниша — их и следует придерживаться. И если вне рабочих стен вы можете выпить с «Толяном» на брудершафт и попенять ему на отсутствие вкуса и страшный галстук, то, переступая с утра порог офиса, вы автоматически становитесь одним из подчиненных Анатолия Петровича, и не более того. Найти баланс между дружбой и работой действительно очень сложно. Но при взаимном уважении и четком разделении работы и дружбы — вполне возможно.

Автор: Лилия Воронина.

← Назад к списку статей