25 декабря 2014

3 совета работодателям в кризис

3 совета работодателям в кризис

2015 год будет сложным для большинства российских компаний. Даже самые благоприятные сценарии содержат слова «кризис», «рецессия» или в крайнем случае «стагнация». Доллар в ближайший год уже не опустится до 40 рублей. А ведь еще полгода назад даже этот курс казался чудовищно завышенным. Что ж, давайте подумаем, как жить в новой реальности, и что мы можем сделать, чтобы избежать кризисной атмосферы внутри компании. В этой заметке я хочу дать несколько советов о том, как строить отношения с сотрудниками в кризис.

1. Будьте максимально открыты.

В кризис все сомневаются в своем будущем. Ваши сотрудники — не исключение. Едва ли существует более благоприятное время для распространения слухов и паники. Вы и оглянуться не успеете, а в вашей компании уже будут ходить сплетни о том, что скоро всех уволят, или сократят 95% персонала. Я конечно утрирую, но суть от этого не меняется. Лучшее, что вы можете сделать для своих сотрудников сейчас — открыто сказать им правду. Если у компании начались, или вот-вот начнутся проблемы в связи с кризисом, стоит честно об этом предупредить. Лучше неприятная точная правда, чем преувеличенные ужасные слухи. Заодно это повод напомнить сотрудникам, что сейчас судьба компании как никогда зависит от их действий. Экстремальные внешние условия требуют экстремальных усилий. И, возможно, именно следующий год станет годом прорыва для вашей компании.

2. Сначала сократите расходы и только потом сотрудников.

Кризис — отличный повод избавиться от лишнего. В том числе от сотрудников, с которыми вам давно не по пути. Но прежде, чем рубить с плеча и сокращать людей, подумайте, какие ещё расходы можно урезать. Возможно, стоит перейти на чуть более дешевый кофе и перестать покупать дорогие «печеньки»? Можно сэкономить на аренде офиса, сдав часть площадей в субаренду. Можно сэкономить на парковке, если вы оплачиваете ее для себя и своих сотрудников. В 2015 году будет модно летать эконом-классом и жить в стандартных номерах в гостиницах. (Никогда не думал, что я это напишу, но...) на обучении сотрудников тоже можно сэкономить. Да, бесплатный английский и несколько тренингов придется временно отменить. В качестве компенсации можно выделить сотрудникам 2-3 часа в неделю на самостоятельное обучение. Посмотрите структуру ваших постоянных расходов. Что кроме ФОТа можно сократить?

3. Что делать, если сокращать сотрудников придется?

К сожалению, не всем компаниям в 2015 году удастся обойтись без сокращений штата. Если это произойдет в вашей компании, постарайтесь сделать это без паники и конфликтов. Заранее заложите в бюджет суммы на компенсации. Не растягивайте процесс во времени. Лучше проведите все сокращения в один день (или в одну неделю) и объявите, что на этом сокращения кончились. Нельзя допускать, чтобы каждый сотрудник приходил на работу с вопросом «а что, если я следующий?». Подумайте, можно ли привлекать кого-то из ценных специалистов к работе по договору подряда. Это даст вам шанс сохранить хорошие отношения, но обезопасит компанию от необходимости нести постоянные расходы, если дела пойдут совсем скверно.

В конце подобной заметки должно быть что-то банальное и ободряюще: «Кризис — это новые возможности для всех нас...», или «В тяжелых условиях мы раскрываем весь свой потенциал». Всё это вы и так знаете. Я хочу напомнить следующее. Мы пережили 1998 год. Мы пережили кризис 2008 года. Оба раза было тяжело. И оба раза потом становилось лучше, чем было до этого. Уверен, так будет и в этот раз.

Автор: Максим Постников, управляющий партнер портала Росработа.

← Назад к списку статей